Мотокультиватор своими руками

Самодельный мотокультиватор своими руками

Самодельный мотокультиватор своими руками

Собрать мотокультиватор со старых запчастей не очень просто. Требуется подгонка деталей, чтобы из них получился работоспособный узел. Если у человека руки растут с правильного места, то сделать самодельный мотокультиватор для него будет не сложно.

Разновидности мотокультиваторов

Прежде чем начать собирать свой мотокультиватор, нужно ознакомиться с разновидностями техники. От этого будет зависеть, из каких узлов будет состоять самоделка и какие задачи она сможет выполнять.

Различие культиваторов по типу двигателя

На самодельных культиваторах можно использовать моторы двух типов:

  • Электрический двигатель ставят при условии наличия трехфазной сети. Такая техника больше подходит для маленьких дач, так как за культиватором постоянно будет волочиться кабель, и на дальние расстояния с ним не уедешь. Электромотор применяют мощностью не менее 2 кВт.
  • Самый оптимальный вариант – это культиватор с двигателем внутреннего сгорания. Техника получится полностью не привязанная к розетке. Можно ехать далеко в поле или перевозить грузы. Моторы бывают бензиновые и дизельные. Если удастся найти двигатель мощностью более 4 л. с., то из самоделки получится отличный мотоблок.

Определившись с типом мотора, можно начинать обдумывать конструкцию и функциональность будущего культиватора.

Различие мотокультиваторов по способу передвижения и обработки грунта

По способу передвижения техника бывает двух видов:

  • Самоходные машины оснащены колесной парой с приводом;
  • У несамоходных культиваторов ведущие колеса отсутствуют. Вместо них на вращающемся валу надеты рабочие насадки, например, фрезы. С помощью них агрегат молотит грунт и одновременно движется вперед.

Самоходная техника сложна в изготовлении. Здесь может быть установлено даже 2 редуктора. Один из них используют скоростной. Он нужен для вращения роторной насадки, выполняющей рыхление земли. С помощью второго редуктора приводятся в движение ведущие колеса.

Несамоходные культиваторы имеют простейшее устройство. Передвижение происходит за счет вращения фрез. Агрегат имеет два колеса, но они не являются ведущими, а просто служат упором для упрощенного передвижения. Вообще, без опорных колес мотокультиватор делать нельзя. Он будет постоянно зарываться в грунт. Вдобавок опорные колеса помогают регулировать глубину культивации грунта.

Если уж решились на сборку мотокультиватора своими руками, то лучше больше затратить времени на изготовление модели с ведущими колесами.

Что нужно для сборки мотокультиватора

Чтобы собрать самостоятельно культиватор потребуются чертежи всех узлов. Пример схемы с размерами отображен на фото. Можно поискать другие чертежи культиваторов или разработать самостоятельно.

ДВС для культиватора подойдет от мопеда, мощной бензопилы или мотоцикла. Если решено сделать электроустановку, то мотор подойдет от промышленной вентиляции или компрессора.

Редуктор нужен для любого типа мотокультиватора. Частота вращения вала двигателя слишком высокая. Редуктор снижает обороты, за счет чего увеличивается усилие вращения рабочего вала.

Все узлы культиватора крепятся на раме, а управление техникой происходит ручками. Эти элементы сваривают из трубы или профиля. Конструкция должна быть прочная. Лишний вес не помеха. От этого только будет лучшая сцепка колес мотокультиватора с грунтом.

Сборка электрокультиватора

Если не удалось найти мощного электромотора, можно взять 2 штуки по 1,5 кВт. После закрепления на станине, их ремнями объединяют в единую систему. Только тогда на одном двигателе ставят двухручьевой шкив. От него крутящий момент будет передаваться на шкив рабочего вала редуктора культиватора.

Задние колеса являются упорными. Они просто закреплены к раме осью с подшипниками. Ведущей является передняя ось культиватора. Сюда надевают фрезы, ставят транспортные колеса или грунтозацепы.

Редуктор отлично подойдет от сломанного мотоблока Нева. Перед использованием его нужно разобрать для осмотра шестеренок. Детали с выломанными зубьями нужно заменить.

Раму культиватора сваривают из обычной стальной трубы круглого сечения диаметром 32 мм. Для ручек желательно взять трубку немного тоньше, диаметром около 20–25 мм. К раме сзади обязательно приваривают крепление для навесного оборудования. Его можно тоже снять с поломанного мотоблока. Упорные колеса подойдут от с/х техники. Из покупных материалов нужен только длинный провод, по которому будет подаваться электричество на моторы.

Сборка культиватора с ДВС

Итак, для мотокультиватора нужен двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. В нашем примере возьмем модель Д 8 из старого мопеда. На фото показана схема культиватора. По ней можно определить расположение всех узлов.

Сборка мотокультиватора имеет практически одинаковые шаги, которые предпринимались в случае использования электродвигателя. Сначала изготавливают раму с рукоятками, а затем выполняют крепление мотора. Он рассчитан на воздушное охлаждение, но культиватор движется на малой скорости и этого не достаточно. Перед двигателем нужно установить вентилятор или вокруг рабочего цилиндра оборудовать металлическую емкость для воды. Приспособление примитивное, но оно не даст перегреться блоку цилиндра.

Редуктор для этого мотокультиватора использован цепной с двумя ступенями. Звездочка взята одна родная от мопеда, а другая – велосипедная. Все вращающиеся механизмы закрыты стальным кожухом.

На видео представлен процесс изготовление мотокультиватора:

Применение ходоуменьшителя для культиватора

Ходоуменьшитель нужен для понижения скорости движения мотокультиватора. Чаще всего он востребован при работе с навесным оборудованием. Этот узел покупают заводского изготовления или делают самостоятельно. Вообще, для снижения скорости проще поставить на культиватор колеса большего диаметра. Если этот вариант не устраивает, можно собрать простой ходоуменьшитель:

  • из стальных листов собирают коробку;
  • внутри вваривают ось с насаженной шестеренкой большего диаметра, чем на приводном валу культиватора;
  • коробку крепят болтами к раме;
  • теперь осталось натянуть цепь, соединив ведомую и ведущую шестерни.
Читать так же:  Бензиновые газонокосилки МТД: отзывы

На этом ходоуменьшитель готов. Можно ставить колеса, фрезы и продолжать работать мотокультиватором, но уже на меньшей скорости.

Устранение неполадок мотокультиватора

Выполнить ремонт мотокультиватора своими руками несложно из-за простоты конструкции техники. Давайте рассмотрим самые распространенные проблемы и методы их устранения:

  • Мотор культиватора не запускается. Обычно это происходит из-за отсутствия искры. Нужно попробовать заменить свечу. Другой проблемой может стать отсутствие подачи топлива из-за засорения фильтров. Их разбирают, промывают в бензине, после чего ставят на место.
  • Мотор глохнет во время работы. Причиной вновь могут быть свечи или слабая подача топлива.
  • Посторонний стук внутри двигателя говорит о повреждении одной из деталей. Мотор срочно нужно разобрать для выявления неисправности, иначе он заклинит.
  • Работающий двигатель сильно гудит и перегревается. Причиной может быть плохая топливная смесь или повешенная нагрузка во время работы мотокультиватором. Технике дают остыть, а за это время готовят новое топливо.
  • Культиватор не едет. Возможно, между фрезами или колесами что-то застряло. Как вариант – ослабилась ременная передача. Если таких неполадок не выявлено, значит, проблема в редукторе.

На видео рассказывают о ремонтных работах:

Ремонт самодельного мотокультватора выполнить легче, так как все узлы были собраны самостоятельно. Вы знаете, из чего они состоят. Сложную поломку техники заводского изготовления лучше доверить специалистам сервисного центра.

Мотокультиватор своими руками – варианты конструкции и секреты сборки

Второй по важности после вспашки, считается обработка земли культиватором. На подсобных хозяйствах и дачных участках такие работы выполняются ручным или механическим культиватором.

Однако все эти приспособления дорого стоят, и теряется смысл экономии на выращивании собственных сельскохозяйственных культур.

Поэтому большинство садоводов и огородников любителей, изготавливают механический культиватор своими руками.

При наличии инструмента, элементарной материальной базы (швеллеры, трубы, стальные уголки, более-менее приличный двигатель, колеса) самодельный мотокультиватор можно изготовить за пару выходных, сведя затраты к минимуму.

Как сделать культиватор своими руками из подручных материалов?

Прежде всего, разберемся, какие существуют разновидности механизированных садовых помощников.

По типу силовой установки мотокультиваторы бывают электрическими и с двигателем внутреннего сгорания.

Первый вариант предпочтителен на приусадебных участках с нормальным энергообеспечением. Затраты при использовании меньше, высокая экологичность, простота обслуживания. Изготовить такой культиватор своими руками совсем несложно.

Конструкция с ДВС предполагает использование механизма вдали от точки подключения к электропитанию. Затраты на содержание выше, обслуживание сложнее. Работать приходится во вредной среде выхлопных газов. Эти недостатки окупаются полной автономностью применения. Выехал в поле, завел двигатель – и работаешь, пока не закончатся запасы топлива.

По способу обработки почвы.
Культиватор может быть самоходным, то есть оснащенным колесами с приводом. А может иметь лишь вращающуюся рабочую насадку, которая одновременно служит средством перемещения.

В первом случае (который, безусловно, сложнее в изготовлении), применяется два редуктора. Один обеспечивает движение механизма с заданной скоростью при помощи ведущих колес.

Второй редуктор (как правило, более скоростной) вращает насадку роторного типа, обеспечивая рыхление грунта. Если культиватор имеет ведущие колеса – на него можно навешивать ножи-плоскорезы.

Существуют упрощенные конструкции, в которых колеса не являются ведущими, а просто опираются на поверхность, облегчая передвижение. Поступательное движение происходит за счет вращения роторной насадки.

Культиваторы без ведущих или опорных колес проще в изготовлении, а также имеют меньший вес. Однако при работе приходится затрачивать больше физических усилий для удержания механизма на траектории.

Поэтому садоводы самодельщики чаще всего изготавливают колеса для культиватора своими руками, и получают более функциональный и удобный инструмент.

К тому же, наличие опорных колес дает возможность эффективно регулировать глубину обработки почвы.

Однако, мотокультиватор с одной ведущей осью (и соответственно редуктором) имеет некоторые преимущества. Можно поставить на ось колеса, и навесить на мотоблок нож-плоскорез или плуг. Или установить вместо колес объемные фрезы, и работать в режиме рыхления.

Как собрать мотокультиватор

Составные части конструкции:

Силовая установка.
Электромотор или двигатель внутреннего сгорания. Электропривод можно взять от старой вентиляционной системы или промышленного компрессора, такие энергоустановки имеют приличный ресурс и высокую надежность.

Если вы используете ДВС (например, от мопеда), его необходимо принудительно охлаждать, поэтому позаботьтесь об установке вентилятора. Мотор от бензопилы имеет усовершенствованную систему охлаждения, поэтому проблемы перегрева нет.

Редуктор.
Обязательный элемент любого мотоблока или культиватора. Высокая скорость выходного вала двигателя (вне зависимости, электрического или бензинового) слишком высока, а крутящий момент в компактных силовых установках недостаточен для обработки почвы.

При помощи понижающего редуктора уменьшаются обороты, и растет усилие на рабочем валу.

Рама и портал для навесного оборудования.

Читать так же:  Скрепер для снега на колесах

Ручки для управления.
Помимо основной функции – удержания механизма в рабочем положении, на рукоятки выводят органы управления силовой установкой. Конструкция должна быть прочной и удобной.

Если вы решили собрать культиватор своими руками – чертежи можно взять из технической литературы или разработать самостоятельно. Привязываясь к готовому проекту, вы будете вынуждены искать именно те компоненты, который предусмотрел автор конструкции.

Предлагаем к рассмотрению две конструкции, имеющие различную концепцию:

Культиватор своими руками с электроприводом

В качестве силовой установки использованы два электродвигателя мощностью 1500 Вт каждый. Они объединены в единую систему при помощи ремня и шкивов одного диаметра. На одном из моторов шкив двойной, и с помощью натяжного ролика крутящий момент подается на рабочий шкив, соединенный с первичным валом редуктора.

Задние колеса не являются ведущими, при установке на переднюю ось роторной насадки, они становятся опорной конструкцией. Если на ведущую ось поставить колеса – задний мост придает устойчивости конструкции. При такой компоновке можно навешивать различные приспособления, от культиватора плоскореза до копьеобразного рыхлителя.

Редуктор в этой конструкции использован готовый, от сломанного мотоблока «Нева». После замены износившихся шестерен – работоспособность восстановлена.

Преимущество такого редуктора в прочности кожуха. Поэтому он использован как конструктивный элемент культиватора. Передняя ведущая ось представляет собой расширение вторичного вала редуктора.

Рама собрана из подручных материалов, от мощной вентиляционной системы, со списанной военной техники. Оттуда же взяты алюминиевые трубы для стойки рукоятей управления. Кронштейн для навесного оборудования изготовлен из держателя плуга от выброшенной сельхозтехники. С нее же взяты колеса.

Единственный покупной элемент – силовой кабель питания. Длины 20 м. хватает для обработки земельного участка площадью 4 сотки, с розеткой, установленной в углу поля.
Мотокультиватор с двигателем от мопеда.

Чертеж устройства представлен на иллюстрации:

В качестве силовой установки использован мопедный мотор Д8. Воздушное охлаждение на культиваторе не работает, из-за малой скорости. Поэтому вокруг цилиндра напаяна жестяная емкость, в которую наливается вода. Периодически подливая жидкость, вы не даете блоку цилиндра разогреться выше 100°С.

Редуктор цепной, двухступенчатый.
Применены звездочки от велосипеда и мопеда. Кожухи сварены из листовой стали толщиной 3 мм. Нижняя ступень редуктора несет силовую функцию, поэтому выходной вал усилен стальными втулками, закрепленными на корпусе редуктора.

Вывод: Конструкции получились прочные и надежные, опробованы не одним десятком садоводов. В любую из них всегда можно внести изменения, исходя из имеющихся у вас материалов.

Мотокультиватор с двигателем от мопеда — видео. Самодельная рама сварена из уголка 40х40х5 и профильной трубы 20х20. Установлена коробка передач от ВАЗ 2101, передача от двигателя к коробке осуществляется через цепь. Все просто и со вкусом. Остальные подробности в видео ролике.

Самодельный мотоблок: изготовление техники своими руками

Земельные наделы в деревнях и большие дачные участки требуют колоссальных трудовых затрат в период вспашки, окучивания и культивации. Значительно облегчить задачу можно с помощью трактора, но его стоимость для многих мелких фермеров и огородников запредельно высока. Отличным решением в этом случае будет сборка самодельного мотоблока из бензопилы или мотоцикла.

Область применения

Преимущество мотоблока заключается не только в его низкой стоимости, но и в повышенной маневренности, что позволяет производить работы на таких участках, где трактор просто не сможет пройти по габаритам. С его помощью можно обрабатывать делянки размером всего в один квадратный метр.

В зависимости от установленного дополнительного оборудования мотоблок используется для проведения тех или иных видов работ на земельном участке. Легкие модели обычно комплектуются инструментом для прополки и фрезой. Более тяжелые экземпляры уже могут использоваться для вспашки, окучивания и покоса.

На тяжелый мотоблок допускается установка следующих приспособлений:

  • грабли;
  • косилка;
  • борона;
  • плуг;
  • прицеп;
  • фреза;
  • снегоочиститель.

При помощи такого устройства, если добавить к нему сиденье и прицеп, можно перевозить различные грузы весом до 300 кг на небольшие расстояния. Его активно используют для посадки и сбора картофеля, других сельскохозяйственных культур. Мотоблок выступает в роли незаменимого помощника при очистке больших участков от снега, бурения и удобрения почвы.

Конструирование агрегата своими руками

Несмотря на то что стоимость такого аппарата во много раз меньше полноценного трактора, купить мотоблок заводской сборки может позволить себе далеко не каждый дачник или деревенский житель. Цены на фирменные изделия колеблются в пределах от 30 до 200 тысяч рублей. Самые дешевые — это агрегаты китайского производства, надежность которых крайне сомнительна.

Сборка самодельного мотоблока своими руками — вариант выгодный. Требуемые затраты, при наличии большинства запчастей, которые обычно всегда имеются в личных хозяйствах, будут минимальны, а качество ничем не хуже заводского.

Необходимые комплектующие

Перед началом работ по сборке следует определиться с тем, какая номинальная мощность будет у мотоблока-самоделки. Самый оптимальный вариант — использовать в качестве донора запчастей мотоцикл ИЖ Планета 5 или мощную бензопилу, например, «Урал». Но можно применять любые аналогичные двигатели.

Читать так же:  Минитрактор Catmann XD-325 характеристики, навесное оборудование, видео, цена и отзывы владельцев

Для сборки самодельного мотоблока понадобятся:

  • чертежи;
  • сварочный аппарат;
  • набор инструментов;
  • стальные трубы;
  • колеса от автомобиля или листовой металл;
  • донор (мотоцикл или бензопила).

В процессе проведения работ потребуются дополнительные детали для соединения двигателя и рамы. Навесное оборудование можно использовать заводское или тоже сделать самостоятельно из подручных средств.

Изготовление рамы

Поскольку в каждом конкретном случае конструкция агрегата может отличаться в зависимости от применяемых деталей и двигателя, перед началом сборки нужно составить план работ и сделать необходимые чертежи конструкции, опираясь на руководство по эксплуатации заводского мотоблока.

Общие принципы и порядок действий при изготовлении несущей конструкции таковы:

  1. Металлические трубы соединяют в виде двух лонжеронов с загнутыми вверх краями.
  2. К этим краям приваривается мотоциклетный руль. С его помощью будет осуществляться управление мотоблоком.
  3. К лонжеронам привариваются поперечные стальные усилители. Они будут служить опорой для трансмиссии и двигателя.
  4. С заднего края конструкции приваривается металлическая пластина, на которой будет крепиться аккумулятор.

Помимо этого, можно использовать готовую мотоциклетную раму, слегка ее доработав. Понадобится удалить переднюю вилку и все части, которые мешают установке нового оборудования. Сзади нее следует приварить крепление для сцепки.

При таком варианте обычно сразу устанавливают колеса от автомобиля, добавляя в конструкцию ось из цельного кругляка.

Создание силовой части

Независимо от того, мотоциклетный двигатель устанавливается на мотоблок, от мотороллера или бензопилы, все они должны иметь активное воздушное охлаждение. Для облегчения запуска требуется изменить систему питания, заменив клапан подачи топлива на лепестковый.

Глушитель используют мотоциклетный либо изготавливают его самостоятельно из трубы, диаметром 70 мм. Для этого от нее нужно отрезать небольшую часть длиной около 25 см, наполнить опилками и стружками. Выходное отверстие надо сузить в два раза.

Располагаться глушитель должен так, чтобы полностью обеспечивать отвод отработавших газов в сторону от человека, который будет управлять мотоблоком. Для двигателя собирают отдельную стальную конструкцию из труб диаметром 42 мм. Внешне она должна напоминать салазки со скобами, имеющими отверстия под болты, при помощи которых ее крепят к основной раме.

Основные узлы

Кроме колес, двигателя и рамы многофункциональный мотоблок должен быть оборудован дополнительными узлами, без которых невозможно выполнение ряда основных задач, и его использование будет ограничено простой перевозкой грузов.

Уменьшитель хода — элемент коробки передач, который делает возможным работу агрегата на самой маленькой скорости. В заводских моделях уменьшитель хода установлен на редуктор, соответственно, это необходимо сделать и на самодельном мотоблоке. Во время посадки или сбора картофеля, посевных работ или вспашки земли от силовой установки требуется максимальная мощность при самых малых оборотах. Достичь такого эффекта без установки этого узла не получится.

Редуктор — механизм, который обеспечивает передачу крутящего момента двигателя к отдельным узлам, приводящим мотоблок в движение. Устанавливают его между колесами агрегата и двигателем.

При работе с некоторым дополнительным оборудованием передача крутящего момента происходит непосредственно к нему. Если установлены бур, фреза, снегоуборщик или гусеницы, то редуктор начинает работать с ними напрямую. Без соответствующего опыта и знаний не стоит пытаться самостоятельно собрать и установить этот узел: лучше приобрести его в магазине или снять со старой техники.

Навесное оборудование

Мотоблок — многофункциональный агрегат и помимо обработки земельного надела его активно используют при уборке территорий, перевозке грузов и покосе травы. С помощью установленного на задней части рамы кронштейна к нему прикрепляются: плуг, борона, грабли, фреза, копалка, бульдозерный нож, валики, щетки и другие устройства.

Многие модели, в том числе и самодельные, оснащены только рулем управления. Человек в этом случае идет позади мотоблока в процессе выполнения работ. Однако, если это необходимо, можно изготовить адаптер, который позволит управлять агрегатом сидя.

Для адаптера понадобится:

  • стальной лист;
  • сиденье;
  • пара колес;
  • труба;
  • сцепка;
  • инструменты и сварочный аппарат.

На конце трубы прямоугольного сечения, длиной 1,7 м и шириной 6 см, высотой 4 см, нужно приварить полуметровую трубу, на которой будут находиться стойки колес. Высота этих стоек от крепления до центра оси — 35 см. Посадочное место может быть любой конструкции, но не должно превышать размеров 45×45 см.

После сборки и установки колес на раме крепят управление навесным оборудованием и соединяют конструкцию с мотоблоком при помощи сцепки.

Самодельный прицеп

Прицеп можно изготовить несколькими способами и с применением различных материалов. Как правило, самодельные конструкции делают из металлического каркаса и дерева.

Порядок действий:

  1. Изготовить водило, состоящее из дышла и поворотного корпуса. Соединить с рамой так, чтобы шарнир находился внутри трубчатого корпуса.
  2. Раму изготовить по заранее нарисованным чертежам из трубы диаметром 60 мм. Обшить деревом или металлическим листом.
  3. При помощи цельной металлической оси установить автомобильные колеса на конструкцию.
  4. Из дерева собрать сиденье для водителя.

Задний борт прицепа делают откидным для облегчения погрузки и разгрузки. По бокам приваривают металлические усилители. Прицеп окрашивают и соединяют с мотоблоком.

Источники:

http://fermilon.ru/instrumenty-i-tehnika/samodelnyj-motokultivator-svoimi-rukami.html

http://obinstrumente.ru/sadovyj-instrument/motokultivator-svoimi-rukami.html

http://sotka.guru/dachnye-prisposobleniya/motobloki/samodelnyy-motoblok-izgotovlenie-tehniki-svoimi-rukami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]